Добрый вечер!
Подскажите пожалуйста... Если выбрать и воспользоваться вариантом "ликвидации" организации путём исключения записи о юрлице из ЕГРЮЛ по решению налогового органа (организация недействующая, отчётность не сдаёт более 3-х лет)? Ведь тоже вариант? Есть риски и минусы такого варианта закрытия фирмы?
Кстати, почему так долго (более 3-х лет) налоговая не исключает недействующую организацию из ЕГРЮЛ?
Исключение записи о юрлице по решению налогового органа
Re: Исключение записи о юрлице по решению налогового органа
Добрый вечер, коллеги!
На Ваш вопрос отвечу так.
Думаю, что у этого варианта больше плюсов: меньше заморочек со всякими процедурами внутри самой организации. Закрыли счета в банке, перестали сдавать отчётность и всё. Минус - если память не изменяет мне, то 2 или 3 года генеральный директор такой организации не сможет занимать руководящие должности (будет внесён в реестр дисквалифицированных лиц, его можно посмотреть на сайте ФНС).
Но! Стоит отметить, что исключение записи об организации из ЕГРЮЛ в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в редакции от 28.12.2016) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" осуществляется на усмотрение налогового органа. Длительное время (несколько лет) налоговая инспекция может и не инициировать процедуру исключения записи о юридическом лице из ЕГРЮЛ. Также, сделать это невозможно, если за организацией перед бюджетов числится задолженность (задолженность может быть и не существенной).
Статья 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. "Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 № 488-ФЗ)
1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом". Ключевое здесь - МОЖЕТ БЫТЬ! А может быть и не исключено. Так что, данный вариант не безотказный.
Пункт 2. вышеназванной статьи. "При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. (абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ)".
Ещё один нюанс! Пункт 2 статьи 21.1 признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
На Ваш вопрос отвечу так.
Думаю, что у этого варианта больше плюсов: меньше заморочек со всякими процедурами внутри самой организации. Закрыли счета в банке, перестали сдавать отчётность и всё. Минус - если память не изменяет мне, то 2 или 3 года генеральный директор такой организации не сможет занимать руководящие должности (будет внесён в реестр дисквалифицированных лиц, его можно посмотреть на сайте ФНС).
Но! Стоит отметить, что исключение записи об организации из ЕГРЮЛ в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в редакции от 28.12.2016) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" осуществляется на усмотрение налогового органа. Длительное время (несколько лет) налоговая инспекция может и не инициировать процедуру исключения записи о юридическом лице из ЕГРЮЛ. Также, сделать это невозможно, если за организацией перед бюджетов числится задолженность (задолженность может быть и не существенной).
Статья 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. "Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 № 488-ФЗ)
1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом". Ключевое здесь - МОЖЕТ БЫТЬ! А может быть и не исключено. Так что, данный вариант не безотказный.
Пункт 2. вышеназванной статьи. "При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. (абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ)".
Ещё один нюанс! Пункт 2 статьи 21.1 признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Re: Исключение записи о юрлице по решению налогового органа
Неплохой вариант. Только смущает, что "по решению налогового органа", т. е. на усмотрение налоговой инспекции. А если инспекция не захочет ООО исключать из ЕГРЮЛ как не действующую и не сдающую бухгалтерскую и налоговую отчетность?
Re: Исключение записи о юрлице по решению налогового органа
Хочу дополнить обсуждение еще одной статьей с сайта ФНС России
Разъяснения УФНС России по Республике Тыва по вопросам исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц
"УФНС России по Республике Тыва разъясняет в соответствии со статьёй 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон), следующее:
Закон устанавливает в статье 21.1, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в порядке, предусмотренном Законом.
При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения; одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении; в случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение указанного срока, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Кроме перечисленных положений также необходимо учитывать:
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 № 10-П, которым пункт 2 статьи 21.1 Закона признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства;
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 № 26-П, в котором содержится общеобязательный вывод о том, что установленные статьёй 21.1 Закона критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, не осуществление религиозной организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания её недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчётности служит основанием для возможного привлечения религиозной организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли религиозная организация фактически осуществлять свою уставную деятельность". (https://www.nalog.ru/rn17/news/activities_fts/5579097/)
Разъяснения УФНС России по Республике Тыва по вопросам исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц
"УФНС России по Республике Тыва разъясняет в соответствии со статьёй 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон), следующее:
Закон устанавливает в статье 21.1, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в порядке, предусмотренном Законом.
При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения; одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении; в случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение указанного срока, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Кроме перечисленных положений также необходимо учитывать:
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 № 10-П, которым пункт 2 статьи 21.1 Закона признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства;
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 № 26-П, в котором содержится общеобязательный вывод о том, что установленные статьёй 21.1 Закона критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, не осуществление религиозной организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания её недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчётности служит основанием для возможного привлечения религиозной организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли религиозная организация фактически осуществлять свою уставную деятельность". (https://www.nalog.ru/rn17/news/activities_fts/5579097/)