Штраф за несообщение об открытии обособленного подразделения не 10% от суммы дохода, а 200 р - позиция ВС РФ (2017 год)

Актуальные судебные решения, интересные судебные прецеденты в сфере налогов и налогообложения. Судебная практика по налоговым спорам.
Дмитрий
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 11 июл 2017, Вт-13:19
Контактная информация:

Штраф за несообщение об открытии обособленного подразделения не 10% от суммы дохода, а 200 р - позиция ВС РФ (2017 год)

Сообщение Дмитрий » 15 ноя 2017, Ср-22:35

Ответственность юридического лица за несообщение об открытии обособленного подразделения юридического лица по мнению ВС РФ предусматривается статьёй 126 НК РФ, а не п. 2 ст. 116 НК РФ (непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса; следовательно, в случае, когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории Российской Федерации обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по статье 126 Налогового кодекса.).

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2017 № 304-КГ17-8872

"...Между тем, по мнению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, судами апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении дела не было учтено следующее. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая
обязанность предусмотрена настоящим Кодексом.
В силу положений пунктов 1 и 4 статьи 83 Налогового кодекса в целях
проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на
учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения организации, месту
нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения
принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств,
подлежащих налогообложению. Постановка на учет в налоговых органах
российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений
(за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми
органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой
организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса
налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели
обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения
организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех
обособленных подразделениях российской организации, созданных на
территории Российской Федерации (за исключением филиалов и
представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган
сведения о таких обособленных подразделениях.
Таким образом, налоговое законодательство устанавливает обязанность
налогоплательщиков – организаций сообщать в налоговый орган о наличии
обособленных подразделений посредством представления соответствующих
документов в установленных срок.
Вместе с тем, непредставление в установленный срок
налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов,
налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений,
предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о
налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 статьи 126 Налогового кодекса, влечет
ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса.
Нормой пункта 2 статьи 116 Налогового кодекса установлена
ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным
предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как одного из
видов нарушений порядка постановки на указанный учет.
Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических
лиц установлен статьями 84 - 85 Налогового кодекса, в которых содержится
упоминание о том, что в целях проведения налогового контроля организации
ставятся на учет не только по месту своего нахождения, но и по месту
нахождения обособленных подразделений.
Взаимосвязанные положения подпункта 2 пункта 1 и подпункта 3 пункта
2 статьи 23 Налогового кодекса позволяют сделать вывод о том,
что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в
налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех
обособленных подразделениях российской организации, созданных на
территории Российской Федерации.
При этом непредставление налоговому органу сведений, необходимых
для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения,
ответственность за которое предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса.
Следовательно, в случае, когда допущенное организацией нарушение
порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении
обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на
территории Российской Федерации обособленных подразделениях, такие
действия подлежат квалификации по статье 126 Налогового кодекса.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации также
полагает необходимым отметить, что предусмотренное в пункте 2 статьи 116
Налогового кодекса изъятие соответствующей части дохода организации или
индивидуального предпринимателя сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком
размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от
налогообложения деятельности. В том случае, когда у налогового органа имеется возможность определить
размер налоговой обязанности организации или индивидуального
предпринимателя, соответствующее лицо подлежит привлечению к
ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса за неуплату
(неполную уплату) налогов. При проведении налоговой проверки инспекция установила величину
доходов, полученных ООО «ИВА» через обособленные подразделения, не
установив при этом неполной уплаты обществом налогов от деятельности,
осуществляемой через названные обособленные подразделения.
Суды апелляционной инстанции и округа при рассмотрении данного дела
не разграничили должным образом между собой составы правонарушений,
предусмотренных пунктом 2 статьи 116, статьями 122 и 126 Налогового
кодекса, что привело к неправильному выводу о законности решения
инспекции в оспариваемой части.
Данный вывод соответствуют правовой позиции, сформулированной
ранее в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного
Суда Российской Федерации от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали законные
основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной
пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что
суды апелляционной и кассационной инстанций допустили существенные
нарушения норм материального права, в связи с чем на основании части 1
статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
обжалуемые судебные акты в части эпизода, связанного с привлечением
общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116. Налогового кодекса, подлежат отмене, а решение суда первой инстанции в данной части оставлению в силе. Руководствуясь статьями 176, 291.11 – 291.15 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации..."

Ссылка на картотеку дел: http://kad.arbitr.ru/Card/f775c98f-358a ... b452280108

Вернуться в «Судебная практика по налоговым спорам 2017-2020 годы»