Иерархическая структура нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере налогов и налогообложения

Иерархическая структура нормативных актов в сфере налогообложения в России.
Дмитрий
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 11 июл 2017, Вт-13:19
Контактная информация:

Иерархическая структура нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере налогов и налогообложения

Сообщение Дмитрий » 11 июл 2017, Вт-16:39

Следует обращать внимание, что в части первой Налогового кодекса Российской Федерации даются прямые ссылки на документы, утверждаемые другими государственными органами (например, Минфином РФ, Правительством России). Положения данных документов являются обязательными для налогоплательщиков.

Документы, издаваемые самими налоговыми органами.
В связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы потеряли право издавать инструкции по применению налогового законодательства, которые не редко расширительно истолковывали нормы налоговых законов не в пользу плательщиков.

Сейчас документы Федеральной налоговой службы России (ФНС России) не имеют нормативного характера для налогоплательщика, однако являются обязательными к исполнению всеми территориальными налоговыми органами. Учитывая это, налогоплательщику желательно знать их содержание, чтобы самостоятельно оценить возможные налоговые риски. Официальный сайт ФНС России: www.nalog.ru.

При возникновении спора налогоплательщика с налоговыми органами, суд как правило принимает решение, основываясь только на положениях НК РФ и налоговых законов, изданных в соответствии с Налоговым кодексом.

Правом издавать письменные разъяснения для налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства предоставлено Министерству финансов РФ (п. 1 ст. 34.2 НК РФ): "Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Налогоплательщики обязаны руководствоваться данными разъяснениями.

Минфин России наделен правом утверждать формы расчетов по налогам и налоговые декларации, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

*****
Согласно статье 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия НК РФ.

*****
Подзаконные нормативно-правовые акты

I. Акты органов общей компетенции
А) Указы Президента России
Б) Постановления Правительства России (принятые на основе делегированных полномочий; принятые в развитие налогового законодательства).

II. Акты органов специальной компетенции
А) Принятые на основе делегирования полномочий
Б) Принятые в развитие налогового законодательства (обязательные для налогоплательщиков и других участников налоговых правоотношений; внутриведомственные).

*****

Исходя из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 марта 2008 г. № 5 П, неопределенность в понимании нормы законодательства о налогах может быть преодолена – в целях обеспечения единого, непротиворечивого правового регулирования – путем систематического толкования с учетом иерархического построения норм в правовой системе, предполагающего, что толкование норм более низкого уровня должно осуществляться в соответствии с нормами более высокого уровня, к числу которых относятся нормы, закрепляющие конституционные принципы, и с учетом общих целей принятия соответствующего закона. Кроме того, в ряде актов КС РФ (в т.ч. определения от 4 декабря 2003 г. № 441 О и № 442 О, от 4 июня 2007 г. № 320 О П и № 366 О П, от 16 декабря 2008 г. № 1072 О О, от 1 октября 2009 г. № 1270 О О) разъяснено, что поскольку нормы законодательства о налогах и сборах различны по характеру и значению, пределы детализации таких его норм, как абстрактно сформулированные нормы–принципы, определяются законодателем с учетом необходимости их эффективного применения к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций.


Ответить

Вернуться в «Иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере налогов и налогообложения»