Неверное применение ИФНС ст. 54.1 НК - реальная угроза субсидиарной ответственности

Налоговый контроль в России (глава 14 НК РФ). Всё о налоговом контроле, опыте прохождения налоговых проверок, спорных ситуациях с налоговыми органами.
Андрей Орлов
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 06 апр 2020, Пн-16:17
Контактная информация:

Неверное применение ИФНС ст. 54.1 НК - реальная угроза субсидиарной ответственности

Сообщение Андрей Орлов » 06 апр 2020, Пн-16:35

Добрый день!

Меня зовут Андрей Орлов, я предприниматель из Москвы. У меня возникла серьёзная ситуация, которая уже коснулась и в будущем может негативно затронуть очень многих бизнесменов. Вопрос касается применения ст. 54.1 Налогового Кодекса при налоговой проверке и последствий в форме привлечения к субсидиарной ответственности по налоговой недоимке предпринимателей и бухгалтеров, а также обвинений в совершении преступления по уклонению от уплаты налогов.

Могу рассказать свою ситуацию. В отношении московской организации, руководителем которой я являлся в 2014-2016 гг., проведена в 2017-2019 гг. выездная налоговая проверка. По результатам проверки составлен акт и вынесено решение о привлечении организации-налогоплательщика к налоговой ответственности со ссылкой на нарушение пп. 1 п. 2 ст. 54.1 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на прибыль организации и НДС.
С 2017 г. я не имею отношения к указанному налогоплательщику, но в связи с тем, что налоговый орган вменяет нарушения за период моего руководства организацией, результаты налоговой проверки затрагивают мои права и интересы.

Я считаю, что решение налогового органа противоречит законодательству РФ, так как:
во-первых, налоговый орган применяет норму законодательства по налогам и сборам, в применении которой имеется неопределенность (не может быть однозначно понятна участникам налоговых правоотношений);
во-вторых, налоговый орган применяет норму, которая не может быть применена к отношениям 2014-2016 гг., так как не имеет обратной силы, а введена с 19 августа 2017 г.

Склонен полагать, что сложившуюся ситуацию можно изменить только за счет отстаивания позиции о противоправности подхода налоговых органов сообществом добросовестных налогоплательщиков, ассоциаций бизнесменов, общественных организаций и профессионалов в области применения налогового законодательства со всей России.

В связи с изложенным прошу вас высказать свое мнение по следующим важным вопросам:
Подлежит ли применению пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ в ходе проведения, начиная с сентября 2017 г., выездной налоговой проверки налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и полноты уплаты налогов за 2015-2016 гг. с учетом следующего:
 «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (ст. 54 Конституции РФ);
 «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конституции РФ).
 В Определении Конституционного Суда РФ от 17.07.2018 № 1717-О не рассматривается ситуация о проведении налоговой проверки за период до появления ст. 54.1 НК РФ.
 «Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют» (п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ);
 «Введение статьи 54.1 в Налоговый кодекс Российской Федерации направлено на установление запрета совершения налогоплательщиком формально правомерных действий с основной целью неисполнения (неполного исполнения) обязанности по уплате налогов или получения права на возмещение (возврат, зачет) (запрет на злоупотребление правом)» (письмо Минфин от 13.12.2019 № 01-03-11/97904). Таким образом, ст. 54.1 Налогового кодекса РФ регламентирует действия налогоплательщика в период сделок (операций).
 «Из положений статьи 54.1 НК РФ следует, что данная норма устанавливает определенные требования к налогоплательщику, соблюдение которых дает налогоплательщику право уменьшить налоговую базу или сумму подлежащего уплате налога» (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 по делу № А27-17275/2019). Таким образом, ст. 54.1 Налогового кодекса РФ регламентирует действия налогоплательщика в период сделок (операций).
На основании какой системы нормативных положений, находящихся в очевидной взаимосвязи с пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ налогоплательщики в 2014-2016 гг. и первом полугодии 2017 г. должны были определить, что неуплата (неполная уплата) налогов не является Основной целью совершения сделки (операции)?

На основании какой системы нормативных положений, находящихся в очевидной взаимосвязи с пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ, субъектам правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (налогоплательщикам, налоговым органам и т.д.), должен быть по состоянию на 03.10.2019 г. понятен:
1. Метод (порядок) ранжирования целей (формирования критериев «веса» целей) совершения сделки (операции) согласно пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ;
2. Метод (порядок) выделения Основной цели совершения сделки (операции) согласно пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ;
3. Метод (порядок) признания неуплаты (неполной уплаты) налогов Основной целью совершения сделки (операции) согласно пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ?

Считаю, что очень важно от профессионалов получить мнение или дополнительные аргументы для усиления позиции перед налоговыми органами, которые не хотят воспринимать очевидные вещи.

Инспектор
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 07 июл 2017, Пт-11:57
Контактная информация:

Re: Неверное применение ИФНС ст. 54.1 НК - реальная угроза субсидиарной ответственности

Сообщение Инспектор » 06 апр 2020, Пн-17:52

Доброго дня...

У вас прямо вопросов на полноценную хорошую платную налоговую консультацию. Думаете ответят на форуме подробно?

"Наш суд - самый гуманный суд в мире!".

У налоговых органов сейчас очень много полномочий, да не особо они стараются соблюдать положения НК, а зачастую работают, проводят налоговые проверки вопреки судебной практики. Будьте готовы к этому, тем более в такое трудное для бюджета время.

Андрей Орлов
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 06 апр 2020, Пн-16:17
Контактная информация:

Re: Неверное применение ИФНС ст. 54.1 НК - реальная угроза субсидиарной ответственности

Сообщение Андрей Орлов » 06 апр 2020, Пн-19:02

Инспектор писал(а):
06 апр 2020, Пн-17:52
Доброго дня...

У вас прямо вопросов на полноценную хорошую платную налоговую консультацию. Думаете ответят на форуме подробно?

"Наш суд - самый гуманный суд в мире!".

У налоговых органов сейчас очень много полномочий, да не особо они стараются соблюдать положения НК, а зачастую работают, проводят налоговые проверки вопреки судебной практики. Будьте готовы к этому, тем более в такое трудное для бюджета время.
Здравствуйте!
Мне уже поздно быть готовым к возможным нарушениям закона при проверках, к сожалению. У меня уже такое случилось!!!
Сейчас мне важна не развернутая консультация, а мнение и обсуждения данного вопроса со стороны специалистов и налогоплательщиков.
Я ищу союзников, которые столкнулись с такой же ситуацией, с которыми вместе смогу защитить свою правоту.
А еще, ищу профессионалов, у которых есть, что подсказать, и чем нам помочь.

Я уверен, что налоговая была не права, применив ст. 54.1 НК РФ, проверяя 2014-2016 гг. Когда я был директором организации в 2015 г., я не мог себе представить, что будет такая норма. И самый дорогой консультант мне не мог такого сказать.
Не мог я себе представить, что при покупке каждой партии товара, должен был определять, какие у данной сделки есть цели, а еще какая из них ОСНОВНАЯ.
Мне не понятно, почему ст. 54.1 НК РФ применяется при камеральных проверках только деклараций, которые сданы после введения данной нормы. А при выездных налоговых проверках ст. 54.1 НК РФ применяется при анализе учетных данных, внесенных в декларации, которые сданы задолго до введения данной нормы.

А еще мне сейчас совсем не понятно.
Вот если Организация приобретает товар для перепродажи у компании на ОСНО за 120 рублей, получая вычет по НДС в 20 рублей. И тут же могла этот товар купить за 115 у упрощенца (сэкономив 5 рублей на покупке). Продав этот товар за 126 рублей и получив 5 рублей прибыли (1 рубль пошел в бюджет как НДС).
 Что будет являться ОСНОВНОЙ целью организации в сделке?
 Может ли организация брать вычет по НДС и включать затраты на покупку в расходы?

А ведь выгода на вычете составила 20 рублей. Прибыль 5 рублей. А возможная выгода на более дешевой закупке 5 рублей. Получается самая большая выгода на НДС.

Дмитрий
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 11 июл 2017, Вт-13:19
Контактная информация:

Re: Неверное применение ИФНС ст. 54.1 НК - реальная угроза субсидиарной ответственности

Сообщение Дмитрий » 06 апр 2020, Пн-20:32

Здравствуйте форумчане, коллеги!

Андрей, чтобы не быть голословным постараюсь завтра-послезавтра проанализировать вашу ситуацию и написать посильный от меня ответ с правовым обоснованием.

Вы же сами понимаете, что те хозяйственные ситуации, которые чётко не прописаны в НК РФ, ситуации по которым не сложилась свежая судебная практика - это всё результаты будущих возражений и судебных споров. Вообще, каждую ситуацию желательно рассматривать индивидуально. Налоговый орган может придерживаться именно такого подхода.

"Дорогой" консультант или же так называемый налоговый юрист с какой-то своей положительной репутацией - это же не является гарантией положительного решения ситуации в вашу пользу.

Спасибо за интересный вопрос на налоговом форуме.

Ёжик

Re: Неверное применение ИФНС ст. 54.1 НК - реальная угроза субсидиарной ответственности

Сообщение Ёжик » 11 апр 2020, Сб-20:18

Доброго времени суток!

Считаю, очень хорошей тенденцией то, что ФНС начала привлекать директоров, собственников к субсидиарной ответственности. Надеюсь, на основательное закрепление этого в судебной практике.

Дмитрий
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 11 июл 2017, Вт-13:19
Контактная информация:

Re: Неверное применение ИФНС ст. 54.1 НК - реальная угроза субсидиарной ответственности

Сообщение Дмитрий » 13 апр 2020, Пн-23:35

Извиняюсь за запоздалый ответ. Если коротко, то...

Есть письмо Минфина России от 30.12.2019 № ЕД-4-15/27125

Исчерпывающий перечень документов, "которые необходимо собрать добросовестному заказчику в рамках статьи 54.1 Кодекса для избежания налоговых претензий от ФНС в дальнейшем", не может быть определен законодательно или какими-либо разъяснениями, поскольку при проведении мероприятий налогового контроля налоговый орган может установить обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий налогоплательщика на неуплату налога и об использовании формального документооборота в целях неправомерного учета расходов и заявления налоговых вычетов по сделке (операции).
Таким образом, вопрос о соблюдении (несоблюдении) налогоплательщиком условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 Кодекса, может быть решен только по результатам исследования всех фактических обстоятельств конкретного дела.

Относительно применения положений статьи 54.1 Кодекса сообщается, что в силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2017 № 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 163-ФЗ) положения статьи 54.1 Кодекса применяются к выездным налоговым проверкам, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу названного Федерального закона. При этом в соответствии со статьей 2 Закона № 163-ФЗ указанный закон вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть 19.08.2017.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации предполагают возможность реализации налогоплательщиком права на вычет сумм налога на добавленную стоимость при подтверждении реальности хозяйственной операции, в рамках которой налогоплательщику предъявляется сумма налога на добавленную стоимость его контрагентом (Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ часть первая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена статьей 54.1, согласно которой налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу (сумму подлежащего уплате налога) при соблюдении следующих условий: отсутствует искажение сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения; сделка совершена не с целью неуплаты или неполной уплаты налога, а также его зачета или возврата; контрагент налогоплательщика исполнил обязательство по сделке (пункты 1 и 2).

Предвосхитить решение суда, в том числе по применению статьи 54.1 НК РФ, сами понимаете не представляется возможным.

Учитывая политическую, экономическую, социальную обстановку в России - вопросов больше, чем логических ответов.

Андрей Орлов
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 06 апр 2020, Пн-16:17
Контактная информация:

Re: Неверное применение ИФНС ст. 54.1 НК - реальная угроза субсидиарной ответственности

Сообщение Андрей Орлов » 15 апр 2020, Ср-10:57

Дмитрий писал(а):
13 апр 2020, Пн-23:35
Извиняюсь за запоздалый ответ. Если коротко, то...

Есть письмо Минфина России от 30.12.2019 № ЕД-4-15/27125

Исчерпывающий перечень документов, "которые необходимо собрать добросовестному заказчику в рамках статьи 54.1 Кодекса для избежания налоговых претензий от ФНС в дальнейшем", не может быть определен законодательно или какими-либо разъяснениями, поскольку при проведении мероприятий налогового контроля налоговый орган может установить обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий налогоплательщика на неуплату налога и об использовании формального документооборота в целях неправомерного учета расходов и заявления налоговых вычетов по сделке (операции).
Таким образом, вопрос о соблюдении (несоблюдении) налогоплательщиком условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 Кодекса, может быть решен только по результатам исследования всех фактических обстоятельств конкретного дела.

Относительно применения положений статьи 54.1 Кодекса сообщается, что в силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2017 № 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 163-ФЗ) положения статьи 54.1 Кодекса применяются к выездным налоговым проверкам, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу названного Федерального закона. При этом в соответствии со статьей 2 Закона № 163-ФЗ указанный закон вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть 19.08.2017.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации предполагают возможность реализации налогоплательщиком права на вычет сумм налога на добавленную стоимость при подтверждении реальности хозяйственной операции, в рамках которой налогоплательщику предъявляется сумма налога на добавленную стоимость его контрагентом (Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ часть первая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена статьей 54.1, согласно которой налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу (сумму подлежащего уплате налога) при соблюдении следующих условий: отсутствует искажение сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения; сделка совершена не с целью неуплаты или неполной уплаты налога, а также его зачета или возврата; контрагент налогоплательщика исполнил обязательство по сделке (пункты 1 и 2).

Предвосхитить решение суда, в том числе по применению статьи 54.1 НК РФ, сами понимаете не представляется возможным.

Учитывая политическую, экономическую, социальную обстановку в России - вопросов больше, чем логических ответов.
Дмитрий, доброе утро!
Спасибо большое за участие в проблеме и за Ваше мнение!
Учел мнение из письма ФНС от 30.12.2019 № ЕД-4-15/27125. Ранее его не видел.

А Вы случайно не сталкивались с ситуацией или может быть придумывалась модель, когда нормальные сделки (которые точно не смогут быть рассмотрены как злоупотребления) приносят выгоду налогоплательщику в большей степени за счет снижения налоговых последствий. Если к ним применить 54.1, несмотря на нормальность сделок, налогоплательщик не сможет учесть расходы (принять НДС к вычету).

Дмитрий
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 11 июл 2017, Вт-13:19
Контактная информация:

Re: Неверное применение ИФНС ст. 54.1 НК - реальная угроза субсидиарной ответственности

Сообщение Дмитрий » 16 апр 2020, Чт-14:05

Здравствуйте, Андрей!

Напридумывать ситуаций можно великое множество. Но учитывая, что работники налоговых органов тоже иногда весьма и весьма удивляют своим подходом к сбору доказательной базы по ходу налоговой проверки, формированию своей позиции в рамках налоговой проверки, как контролирующего органа, думаю, что особо не стоит увлекаться этими моделированиями ситуаций. Они появятся сами собой. Время покажет. У налоговиков тоже богатая фантазия, а некоторые обладают великолепным творческим подходом, если в этом их не ограничивает руководство.

Доказывать необоснованность налоговой выгоды должен налоговый орган (см. п. 5 ст. 82 НК РФ).

Необоснованная налоговая выгода - это уменьшение налога (либо зачёт налога, возврат налога из бюджетной системы) в ситуации, когда формально право у налогоплательщика на это есть, но из-за совокупности рисков и недостатков в деятельности контрагента и сделки с ним налоговый орган может отказать в уменьшении и предъявить претензии.

Для минимизации налогового риска, особенно при применении пониженных налоговых ставок, льгот по налогам, освобождения от налогообложения, использовании преимуществ условий международных договоров об избежании двойного налогообложения, дроблении бизнеса при применении специальных налоговых режимов стоит учитывать позицию ФНС: а не созданы ли искусственные условия для их применения с целью уменьшения налогообложения? (Письмо ФНС России от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@ "О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации").

Андрей Орлов
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 06 апр 2020, Пн-16:17
Контактная информация:

Re: Неверное применение ИФНС ст. 54.1 НК - реальная угроза субсидиарной ответственности

Сообщение Андрей Орлов » 16 апр 2020, Чт-17:05

Дмитрий писал(а):
16 апр 2020, Чт-14:05
Здравствуйте, Андрей!

Напридумывать ситуаций можно великое множество. Но учитывая, что работники налоговых органов тоже иногда весьма и весьма удивляют своим подходом к сбору доказательной базы по ходу налоговой проверки, формированию своей позиции в рамках налоговой проверки, как контролирующего органа, думаю, что особо не стоит увлекаться этими моделированиями ситуаций. Они появятся сами собой. Время покажет. У налоговиков тоже богатая фантазия, а некоторые обладают великолепным творческим подходом, если в этом их не ограничивает руководство.

Доказывать необоснованность налоговой выгоды должен налоговый орган (см. п. 5 ст. 82 НК РФ).

Необоснованная налоговая выгода - это уменьшение налога (либо зачёт налога, возврат налога из бюджетной системы) в ситуации, когда формально право у налогоплательщика на это есть, но из-за совокупности рисков и недостатков в деятельности контрагента и сделки с ним налоговый орган может отказать в уменьшении и предъявить претензии.

Для минимизации налогового риска, особенно при применении пониженных налоговых ставок, льгот по налогам, освобождения от налогообложения, использовании преимуществ условий международных договоров об избежании двойного налогообложения, дроблении бизнеса при применении специальных налоговых режимов стоит учитывать позицию ФНС: а не созданы ли искусственные условия для их применения с целью уменьшения налогообложения? (Письмо ФНС России от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@ "О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации").
Дмитрий, Спасибо!!!

Петрович_И

Re: Неверное применение ИФНС ст. 54.1 НК - реальная угроза субсидиарной ответственности

Сообщение Петрович_И » 05 май 2020, Вт-15:56

Привет, форумчане!

А почему вы считаете субсидиарную ответственность каким то нарушением, злоупотреблением со стороны налоговиков?

Ответить

Вернуться в «Налоговый контроль в России»